История появления NanoVit — Надо будить спящего великана

Почему инновационный потенциал, способный обеспечить технологическое лидерство России, остается в «замороженном» состоянии?

Несмотря на колоссальные кадровые потери с 1991 года, мы до сих пор сохраняем колоссальный инновационный «заряд». Сегодня только отсутствие дееспособной НИС (национальной инновационной системы) делает Российскую Федерацию спящим гигантом. Если же власти удастся запустить НИС и обуздать коррупцию, то результат наверняка превзойдет все ожидания.

Беседуем с последним заместителем председателя КГБ СССР Николаем Шамом в офисе небольшой фирмы «Электрофизические технологии». В 1980-е годы Николай Алексеевич посвятил себя поиску отечественных прорывных технологий и инноваций. Из всего множества найденных «жемчужин» Шам с друзьями остановился на нескольких. Так, чтобы сил хватило. Так, чтобы без помощи скаредного и недальновидного пока государства довести инновации до коммерческой стадии.

Первая ставка сделана на нанотехнологическую композицию, названную БКБ. Под нее уже созданы три предприятия — в РФ, в Германии и Китае. БКБ смешивается со смазочными маслами. Заливаешь эту смесь в картер мотора — и после пятисот километров пробега трение у тебя уменьшается почти в тысячу раз. Падает расход топлива, или растет мощность. Особенно эффективен БКБ на отечественных машинах. Трущиеся поверхности очищаются, на них образуется тончайшая стекловидная пленка. Она диффундирует в тело металла, снижает трение и отличается крайней стойкостью. Износ практически прекращается. Вокруг поршневых колец, например, во время работы мотора образуется некий гелевый «барашек», что увеличивает компрессию, выравнивая его во всех цилиндрах. Уменьшаются в несколько раз вредные выхлопы, шум и вибрация снижаются. БКБ работает везде, где применяется смазочное масло. Там, где используется композиция «металл-пластмасса», износостойкость последней вырастает почти стократно.

«Мы обрабатывали старые «Жигули» (двигатель, коробку передач и задний мост) — и получали в среднем 30% экономии горючего. На иномарках эффект, конечно, поменьше — сказывается большая аккуратность обработки металла. Моторы у них качественнее. Но все равно и там улучшение налицо. Поэтому немцы очень заинтересовались нашим изобретением. Мы провели сертификацию БКБ в Германии, назвав его «Нановитом». В КНР тоже завершены сертификационные испытания, получены все разрешительные документы. Теперь началась коммерция: мы подписываем контракты. И все это — итог работы, шедшей с 2005 года», — рассказывает экс-генерал КГБ.

Для отечественных автомобилей БКБ — настоящее спасение. Он из двигателя с экологическими стандартами «Евро-2» делает «Евро-4». Но в РФ 70% машин обладают моторами «Евро-0»: они не вписываются ни в какие рамки по вредным выбросам. Обработай их БКБ — и их будут пускать в Евросоюз.

БКБ-«Нановит», почти неизвестный дома, мог бы принести РФ огромную пользу. Полностью решить вопрос с допуском русских грузовиков в Европу. Сэкономить стране миллионы тонн нефти в год. Очистить воздух наших городов. Примененный в автобронетехнике армии, он сделал бы ее более автономной и надежной.

В РФ нет полноценной НИС, способной искать и учитывать выгодные проекты, подобные описанным. Поэтому мы рискуем потерять годы, а потом — и носителей уникальных инноваций. Нужно немедленно заниматься строительством настоящей национальной инновационной системы. Нужно уже сейчас менять положение. И «спящий великан» проснется, и мы сможем совершить чудо.

Максим Калашников (Владимир Кучеренко). Публицист, писатель-футуролог, один из авторов Русской доктрины.